6 заметок с тегом

РСС

6 февраля 2013, 14:00

***

В декабре 2012 года мы провели в Новосибирске прошёл первый сибирский фестиваль наукоёмкого искусства «Яблоко Мёбиуса», двумя главными и первичными целями которого было популяризировать науку и вывести искусство на качественно новый уровень. Весной фестиваль отправится на первые гастроли, а я тем временем всё никак не могу собраться рассказать о том, было ли в Новосибирске наукоёмкое искусство.

http://morrigami.com/pictures/mebiusapple3_morrigami.com.jpg
здесь и далее фото Романа Брыгина

Лично меня, как одного из организаторов фестиваля, вопрос нового тренда в искусстве интересовал чуть больше, чем вопрос популяризации науки. При этом обе эти цели, как мне казалось, должны являться двумя составляющими одного целого. Новосибирское искусство так погрязло в манере всё делать на коленке, что хотелось дать возможность художникам посмотреть вокруг, ведь не только искусство перешагнуло через эти коленки, но и наука убежала вперёд, предоставляя новую почву если не для рефлексии, то для фантазии; для проверки научных разработок «на людях».

Однако оказалось, что традиция карнавального задора настолько укоренилось, что даже если поместить обычного новосибирского художника в другую среду, юмора меньше не станет, и главное тому доказательство — проект «Механизмы взаимодействия лапши и человеческой головы», демонстрирующий, что лапша на наших ушах размножается и заставляет мозг покрываться плесенью.

http://morrigami.com/pictures/mebiusapple5_morrigami.com.jpg


С другой стороны, мы и сами первым делом отказались от термина «научное искусство», которое, по мнению именитых теоретиков искусства неизбежно выталкивает на первый план прикладную сторону. Этот отказ уже сам по себе мешал нам хотя бы попытаться сделать деконструкцию, вытолкнуть художников из обжитого тяп-ляп искусства и проверить, способен ли новосибирский арт жить и развиваться, не прибегая к традициям карнавального, акционистского или наивного искусства.

Нет, наукоёмкого искусства на коленке мы не увидели. Пожалуй, мы увидели хорошую выставку актуального искусства, где есть так необходимые ему сегодня процессуальность, виртуальность, интерактивность, компьютеринг и ещё куча умных слов. Все эти слова — важные характеристики сегодняшнего искусства в принципе, но для sci-art их оказывается недостаточно.

http://morrigami.com/pictures/mebiusapple_morrigami.com.jpg

Пожалуй, единственный проект, где мы смело можем говорить о science-составляющей — это «Химический сад», выполненный художницей Мариной Зелёной и аспирантом факультета естественных наук НГУ Дмитрием Свинцицким. Во-первых, мы наглядно видим химическую реакцию солей металлов в силикатном растворе. Во-вторых, «Сад» подчиняется императиву процессуальности. В-третьих, зритель здесь если не со-творец арт-объекта, то уж точно вовлечён в процесс, ведь он заранее знает, что объект будет изменяться, но не знает заранее, какой именно получится узор. Примечательно то, что из всей экспозиции «Яблока Мёбиуса» только этот проект был создан рабочей группой, состоящей из художника и учёного.

Однако при главном минусе — фактическом отсутствии (или минимальном присутствии) science-art’a на «Яблоке Мёбиуса», мы увидели интерес к этому пока ещё не сформировавшемуся в принципе в России направлению. Дети радостно посещали научно-популярные лекции, взрослые наслаждались и той технологичностью, что имела место быть практически в каждом арт-объекте, СМИ с интересом наблюдали за происходящим. Зрители, кстати, выбрали своего победителя. Им стал проект Евгения Иванова, экс-«Синие носы», «Хронометр для измерения времени в бесконечности и вечности», всё с тем же юмором осмысливающий категорию времени, тленности всего живого и вечности искусства. Возможно, это показатель того, что зритель тоже хочет чего-нибудь поосмысливать.

http://morrigami.com/pictures/mebiusapple4_morrigami.com.jpg

Не вызывает сомнений тот факт, что первый фестиваль продемонстрировал нам готовность авторов — учёных и художников — к работе в этом направлении. Осталось только разобраться, верен ли путь, по которому неожиданно пошёл Новосибирск. Ведь традиционно в тех городах России, где пытаются привлечь внимание к sci-art, предпочитают путь от научных разработок к художественному представлению. В Новосибирске же художники поддержали идею с большим ажиотажем. Взаимодействие между учёными и художниками и должно строиться от эмоций к рационализации, от вопросов к ответам. Но, чтобы последовали осмысленные ответы, должны прозвучать вопросы. На этом фестивале вопросов не прозвучало.

Отношения науки и искусства между собой порой кажутся слишком сложными, чтобы пытаться их объединять под одной крышей: искусство никогда невозможно определить, в то время как наука всегда определяется слишком точно; искусство опровергает всё то, что было в нём раньше, а наука развивает и развивается только благодаря ранее изобретённому. Но, принимая во внимание юный возраст Новосибирска и его историю с нескончаемой гордостью Академгородком и Оперным театром, становится понятно, что это лучшее место для science-art’a.

http://morrigami.com/pictures/mebiusapple2_morrigami.com.jpg

Как верно заметил куратор фестиваля Иван Дыркин, «для первого блина наш комок вполне съедобный». Потому что этот блин даёт понять, чего добавить, чтобы тесто не было таким жидким. Следующий блин подоспеет весной 2014, так что времени подумать над своим поведением хватит у всех.
наукоёмкое искусство   Яблоко Мёбиуса

5 февраля 2013, 13:22

Тотальный диктант как наукоёмкий арт-объект

На этих выходных организаторы Тотального диктанта устроили Школу, куда съехались организаторы и филологи из 25 городов. Некоторые города собираются подключиться к акции впервые, а кто-то уже проводил диктант не раз. Так случилось, что в этом году я участвую в подготовке и проведении акции, потому мне удалось побывать в Школе. Однако этот пост я пишу не как координатор Тотального диктанта, а как организатор фестиваля наукоёмкого искусства «Яблоко Мёбиуса». Как оказалась, именно Тотальный диктант стал одним из самых удачных примеров взаимодействия науки и искусства.

Наукоёмкий диктант

Здесь, на Школе, филологи и организаторы преимущественно по отдельности обсуждали проблемы, с которыми могут столкнуться новички. Организаторов учили работать с прессой и информационными партнёрами, привлекать спонсоров и взаимодействовать с властью, а филологи разбирали спорные моменты и стремились усовершенствовать схему взаимодействия при проверке. На общих сборах все убеждали друг друга, что написать диктант на пятёрку — крайне сложно по ряду причин: во-первых, даже если вы получали сплошь пятёрки за диктанты в школе, те школьные диктанты были адаптированы под определённый набор правил, которые заранее закрепляются. Во-вторых, школьные диктанты — не авторский, а — опять же — адаптированный текст. Есть ещё несколько важных пунктов, но самый, на мой взгляд, важный — текст диктанта пишет современный писатель. Ныне живущий. То есть слышащий современную речь во всей её многогранности, читающий колонки, где мысли авторов растекаются по древу, пишущие эти колонки, ведущие блоги, сообщающие своим друзьям новости в фейсбуке, слышащие из маршруток блатняк с попсой, постигшие в той или иной мере олбанскей и прочие меметические эрративы. То есть использующие всё то, чего пытаются избежать редакторы и от чего желают отучить нас филологи.

Именно здесь начинается наукоёмкая часть акции: филологи, проверяя диктанты, находят огромное количество не отображённых ни в одном справочнике явлений. Что в свою очередь должно спровоцировать их на кучу филологических исследований в области современного языка, привести к написанию новых справочников, легализовать кучу необъяснимых ошибок, принять, наконец, факты, внести мемы в сборник афоризмов, почувствовать жизнь. Поставить вопрос перед учёными — один из критериев science-art. Таким образом, несомненно, работает любая искусствоведческая наука — сначала накапливается материал, а потом приходят учёные и начинают его анализировать. Только промежуток между этими двумя этапами традиционно чуть больше, ведь чтобы эпоху охарактеризовать, нужно, чтобы она закончилась. В случае с Тотальным диктантом времени дожидаться конца эпохи нет.

Диктант пройдёт 6 апреля в куче городов по всему миру. Скорее всего в вашем тоже, следите за анонсами
наукоёмкое искусство   Яблоко Мёбиуса   science-art

28 января 2013, 17:32

Calvert 22, London: Science project, Mass Effect

Calvert 22, London: Science project, Mass Effect
Яблоко Мёбиуса   Calvert 22   в прессе

21 ноября 2012, 1:01

Волшебные свойства травы

По нуждам нашего фестиваля наукоёмкого искусства Яблоко Мёбиуса, шарилась я в поисках сенсации. Сенсация, конечно, так себе — срок давности давно уж вышел, да и история из области школьной ботаники, но всё же

Волшебные свойства травы

Эти фотографии с помощью законов природы (а именно фотосинтеза) «напечатаны» травой и лампами разной мощности. Делают это уже несколько лет подряд британские художники Хитер Акройд и Дэн Харви. Для этого они используют специальные генетически модифицированные травы. Таким же образом они делают временные бил-борды, о чём подробнее можно прочитать здесь.

Специально для фестиваля наукоёмкого искусства «Яблоко Мёбиуса» mebiusapple.com
science-art   space   Яблоко Мёбиуса   наукоёмкое искусство

13 ноября 2012, 17:44

Not war, make art

Аниш Капур известен во всём мире прежде всего своими громадными скульптурами и инсталляциями, выставляющимися по всему миру. Это единственный, кто удостаивался персональной выставки в Королевской академии в Лондоне в 2009, его почти стотонная скульптура «Облачные врата» стоит в Чикаго, а 114метровая красная конструкция — в лондонском Олимпийском парке.

аниш

Скульптор посветил инсталляцию «Левиафан» китайскому художнику Ай Вейвею, заключённого в тюрьму. Скульптура Капура «Марсий» вдохновила эстонского композитора Арво Пярта на создание симфонии, посвящённой Ходорковскому и другим узникам России. А один из самых любимых материалов Аниша — красный воск. Например, его 40тонная инсталляция «Сваямбх» — глыба из краски, воска и вазелина едет по специальным рельсам и оставляет «кровавые» следы в узких для неё дверных проёмах. Или инсталляция «Стрельба в угол», представленная в Королевской академии, говорящая о том, что только войной, кровью и насилием можно оставить след в истории и мире.
Для фестиваля наукоёмкого искусства «Яблоко Мёбиуса» mebiusapple.com
О наукоёмких арт-объектах Капура — на сайте фестиваля
Страницы     ←  предыдущая     Ctrl     следующая  →
1 2