21 заметка с тегом

РСС

Страницы     ←  предыдущая     Ctrl     следующая  →
1 2 3 4 5

4 апреля 2012, 1:40

Современное искусство современной Сибири

Не знаю, как давно это началось, но понимаю, что лучше не становится. Новосибирск и без того не слишком-то богат на художников, о которых говорят во всём мире (хоть бы даже и гадости) и которые всё ещё не потеряли своей актуальности, а тут внезапно сложилась тенденция вообще ничего ни о чём не знать, вариться в собственном котле и радоваться, иногда посещая лекции и мастер-классы либо тех, чьё время прошло, либо тех, чья компетенция вызывает сомнения, либо тех, кому удалось хоть одним глазком увидеть, как это где бывает.

современное искусство сибири
Michael Wesely, 5 апреля 1997 года — 3 июня 1999 года, Подсдамер плац, Берлин

Нет, конечно, всё, что происходит в недавно открывшемся ЦСИ «Лаборатория» очень весело и радужно — музыкальные импровизации, постоянные танцы, синтез разных искусств, фри-маркеты, массажи всем желающим, детишки носятся — впитывают с молодых ногтей. Пространство, в котором искусство делается здесь и сейчас. Но при всём моём уважении к Андрею Курченко и большой любви к Ване Дыркину, место, самым важным событием которого стал мастер-класс по надуванию гигантских мыльных пузырей не должно называться центром современного искусства, как бы эти мыльные пузыри нас ни радовали. Уметь надувать такие вот пузыри — это, несомненно, необходимо, но при чём здесь искусство?

современное искусство сибири
David Shrigley

В СЦСИ регулярно открываются выставки — одна краше другой, нас знакомят и с новосибирскими авторами (например, выставка Мурыгина-Толстого или Ольги Тээр), с творчеством близких соседей или понавыехавших, с «классикой» современного искусства, привозят Осмоловского (видимо, в назидание местным активистам), показывают экспериментальное кино и вообще «какая-то движуха происходит». Вроде как публика образовывается, а художники всегда могут придти на открытие потусоваться. Что им ещё-то делать? Они на выходных тусовались в «Лаборатории», массажи друг другу делали, а теперь тут потусуются. В общем, ничего плохого — обмен опытом происходит прямо здесь и сейчас. С публикой только сложный вопрос, потому как главная аудитория СЦСИ — те же самые художники.

современное искусство сибири
«Underbelly Project»: подземный стрит-арт в Нью-Йорке

В компетенции лекторов, которые приезжают в СЦСИ, сомневаться не приходится — все они давно заслуженные и признанные. И ничего, что о них мало кто знает даже среди сложившегося коммьюнити — это беда тех, кто не знает, а не тех, о ком не знают. Каждый из них большой молодец, и знает, о чём говорит. Проблема в одном — даже когда «Синие носы» на своём творческом вечере рассказывают, как, что и — главное — зачем они делали, понимаешь, что, во-первых, хороша ложка к обеду, во-вторых, пора бы хоть что-то новенькое предложить оголодавшей публики, и, в-третьих, в этом не было ни капли серьёзности, а всё то же потусоваться.

современное искусство сибири

Другие мастер-классы, которые случаются в Новосибирске в области «искусства» вообще вызывают кучу вопросов, например, о компетенции ведущего их «профессионала». Особенно, если дело касается фотографии.

современное искусство сибири

В Новосибирске поощряется акционизм или тяп-ляп искусство: видео на коленке, неумение рисовать, неумение держать фотоаппарат, кисть или видеокамеру, неумение говорить на профессиональном языке. (Когда я это пишу, во мне просыпается студент-первокурсник ФГО филология со свойственным ему снобизмом, идеализмом и романтизмом, как в той песне — «диски Сургановой и косметичка, шарфик наружу и томик Цветаевой, романтика и интеллект, романтика и воспитание. Да ну нахуй!»). И всё бы ничего, если бы это было одной из черт, а не единственной или как минимум основной. Мало в Новосибирске художников, способных экспериментировать с техникой, приёмами, ехать к чёрту на кулички для сбора материала, собирать материал в принципе, применять научные хотя бы общедоступные открытия, не изобретать колесо и понимать что они делают. Или хотя бы понимать, что делают другие. Но практически каждый из них способен оскорбиться аккуратно (а не тяп-ляп) сделанной работой, обозвать её дизайнгламурпедерастия и заявить, что это не про искусство. Это, ребята, хотя бы про усилия.

современное искусство сибири
Уильям Гроппер. Сенат. 1935 г.

Получается, что единственным местом, где художник может хоть чему-то научится всё равно остаются художественные ВУЗы. Я там не была, потому не смею выдавать оценки местным методикам и практикам, но об этом нам однажды рассказал Константин Скотников, и у меня нет причин ему не верить. Если совсем коротко, то и в этих самых ВУЗах ничему не учат.

современное искусство сибири

Молодые художники вынуждены самоорганизовываться, что, конечно, хороший путь — захотел свою выставку, сделал её сам. Но есть и минусы: сам себе художник, сам себе куратор. Удобно, никто не мешает, полная свобода действий, а значит, и заморачиваться на какой-то осмысленный проект нет необходимости, защищать его и отстаивать ни перед кем не придётся.

современное искусство сибири
Alexander Brodsky

Выводы, как вы понимаете, плачевные: искусство в нашем городе приравнено к умению выдувать мыльные пузыри. А, возможно, скоро это назовут сибирской самобытностью.

современное искусство сибири
Sean Kenney, Нью-Йорк

P. S. При этом Новосибирск — единственный город с таким количеством мероприятий развлекательно-познавательного формата, которые чаще всего бесплатны. Только в Новосибирске КАЖДОЕ уважающее себя заведение и/или магазин считает своим долгом привлекать клиентов ивентами — в этом городе привыкли тусить. В неделю здесь проходит 2 — 3 публичных лекции и/или семинара, 3 — 4 открытых кинопоказа и чего-нибудь ещё по мелочи целая куча. Я не стану здесь говорить об уровне этих лекций и мастер-классов, так как убеждена, что с ними раз на раз не приходится — во-первых, и всё зависит от конкретного места — во-вторых. Да и, опять же, компетенция. Здесь же, кто первый встал — того и тапки.

Вот бы хоть ненадолго утолить жажду профессионализма.
пост-арт

22 марта 2012, 14:54

Искусство, доводящее до оргазма

Новая серия Дениса Ефремова «Конец искусства» заинтересовала не только немногочисленных новосибирских кураторов, но и галеристов по всей России. Мы подбиваем графики выставок, которые, очевидно, начнутся с осени, как только Денис закончит всю серию, а Денис рассказывает о серии омским СМИ:
«Большая часть жителей провинциальных городов убежденны в том, что искусство должно доставлять удовольствие и вызывать положительные эмоции. Это ведет к непониманию современного искусства и не оправданным ожиданиям зрителя и художника друг от друга. Поэтому современный провинциальный зритель не воспринимает не только работы современных художников, но и квадрат Малевича, и работы футуристов, и многое другое. Зритель ждет удовольствия, эмоций светлых, в то время как художник, например, создает работу о «противоречиях вегетарианства».

http://morrigami.com/pictures/konjec-iskusstva2.jpg
фото: Майя Шелковникова

Конечно, иногда художник ставит перед собой задачу сделать что-то прекрасно, и делает это осознано, но в этом случае это лишь для того чтобы лучше донести конкретную мысль. Я обратил внимание на это противоречие, и подумал, что будет, если создавать работы, которые полностью соответствуют требованию публики? Чтобы доставляли удовольствие и вызывали эмоции?

http://morrigami.com/pictures/konjec-iskusstva.jpg
фото: Майя Шелковникова

Так я стал вставлять эротические игрушки в картины — оргазм это самая сильная человеческая эмоция, и поэтому работы способные его вызвать физически, перечеркивают все, что было создано до них по своей гипотетической силе. Чтобы усилить иронию и абсурдность таково подхода, я стал цитировать произведения известных мастеров, мол теперь и их работы будут доставлять удовольствие, в угоду вкусам современной публики. Я надеюсь, что увидев такие работы, зритель начнет задумываться об этом противоречии, что главное в современном искусстве не доставить зрителю удовольствие. И если художники будут идти на поводу у вкусов публики, то это будет рождать подобные «извращения»».
Читать полностью

Если вы хотите выставить «Конец искусства» или любую другую серию Дениса Ефремова, пишите мне на morrigami@gmail.com
пост-арт   СМИ   Омск   Новосибирск   Д.Е.   SMArt-club

1 марта 2012, 13:06

Хэппининг Репетиция в ЦСИ «Лаборатория»

В выходные в ЦСИ «Лаборатория» состоится небывалый фестиваль-хэппининг «Репетиция».
Как, кажется, большинство мероприятий ЦСИ «Лаборатория», длиться он будет два дня, а смысл его в том, чтобы пробовать то, что никогда раньше не пробовал.

Вообще, тут, как обычно будет программа мастер-классов и других увеселительных мероприятий, музыканты, концерты, люди. Но при этом посетителям предлагается поучаствовать во всём: «помузицировать с известными музыкантами, поучаствовать в постановках спектаклей и перформансов, насладиться потрясающей атмосферой творчества «в моменте»».

3 марта
12.00 Театр теней Тотэм. Мастер-класс по созданию спектакля
13.00 Практикум по коллективной импровизации Романа Столяра
14.00 Джем-репетиция Студии неосознанной музыки
15.00 Для детей: перформанс из гигантских мыльных пузырей, мастер-класс по хождению на ходулях. Арт-группа «Виновники волшебства»
16.00 Джем-репетиция «Vena Portae» (Барнаул)
19.00 — 22.00 Концерт Сибирской импровизационной компании

4 марта
12.00 Мастер-класс от Виновников волшебства (мыльные пузыри, ходули)
13.00 Мастер-класс по репортажной съёмке Оксаны Мамлиной
14.30 Джем-репетиция «Vena Portae» (Барнаул)
15.30 Лекция Андрея Курченко.
16.30 Класс по перфомансу (Саша Рудь)
17.00 Джем-репетиция Сибирской импровизационной компании.
19.00 — 22.00 Концерт «Vena Portae», «Nuclear Losь» , театр теней «Тотэм»

За всё 100 рублей
ещё подробнее

23 февраля 2012, 12:55

«Синие носы» в «Студии 109»

18 февраля в «Студии 109» прошёл творческий вечер Константина Скотникова и Вячеслава Мизина.
Художники отдувались за многолетнюю деятельность арт-группы «Синие носы» — показывали видео, рассказывали, как додумались до этого и что на это повлияло.



Организаторы мероприятия в анонсах утверждали, что некоторые зрители «Синих носов» «как-то не очень», при этом мало зная об их творчестве. То ли оттого, что бояться узнать себя, да ещё и плохом свете, то ли оттого, что представляют искусство как «нечто возвышенное и далекое, мелькающее где-то там на телеканале культура».

Я отношусь к той самой категории, что «Синих носов» «как-то не очень», и после творческого вечера моё «не очень» на «очень» не поменялось. Наверное, это оттого, что меня в их перформансах нет вовсе — ни плохой, ни хорошей, а потому я не могу чувствовать это искусство, могу только видеть, если буду смотреть, а смотреть мне неприятно.
Неприятно не с точки зрения якобы излишнего натурализма, телесности и всего прочего, а с точки зрения даже цветовой гаммы в кадре. Так что это исключительно вкусовщина, и спорить с этим бесполезно.



О чём ещё рассказывали художники, можно прочитать в моей колонке на сиб.фм

18 января 2012, 19:30

Монтаж третьего глаза

Открытая 16 декабря в Сибирском центре современного искусства выставка Ольги Тээр «Весёлые картинки» продлена до 29 января.


Подготовить этот проект специально для СЦСИ Ольге помогало несколько мужчин, выступавших советниками, кураторами, копирайтерами, фасовщиками, а в некоторых случаях и соавторами отдельных рисунков или целой серии. Среди них координатор центра современного искусства Сергей Самойленко, художники Константин Скотников, Вячеслав Мизин, Айрат Рамазанов и другие.

Монтаж третьего глаза бесплатно (выставка Ольги Тээр

Вся экспозиция, занимающая два зала ЦСИ, делится на несколько блоков, каждый из которых посвящён каким-то разным, часто повторяющимся проблемам, беспокоящим художника. Если быть совсем честной, то проблем здесь намного меньше, чем блоков, поэтому скорее разные блоки посвящены одним и тем же проблемам. Но по-разному. Основные темы: антигламур и антифэшн (здесь же — антипластическая хирургия), антитв, антипопса, антинаёбка и — без анти — прозрей и ты, не спи, будь бдителен, ты дебил, тебя дурят, будь умнее. Объединяет всё это вместе не только техника и материалы, но и две темы: искусство и страхи.

Монтаж третьего глаза бесплатно (выставка Ольги Тээр

Искусство у Ольги — исключительно созидательное начало: «политическое искусство — это pr-акция. Художник ничего не знает о политике, он живёт в своём мире», — говорит Ольга и показывает формулу на картине «E (T) = ART» — энергия преобразованная временем рождает искусство. На другой работе после знака равенства стоит вопрос: «Это они ещё не знают, а я уже знаю,» — комментирует художница.

Страхи же лезут с каждой страницы, даже несмотря на то, что есть отдельные блоки, посвящённые именно им (например, «Не бойся Нибиру»). Страх перед смертью, перед течением времени, перед инопланетянами, самолётами, кредитами, биохимией, плотностью населения, псевдороскошью, красотой, чипами, глупостью, нанотехнологиями и многим-многим другим: «у каждого свои страхи».


Всё это и многое другое Тээр рисует поверх страниц глянцевых журналов, что, кроме смысловой нагрузки (рисовать поверх работ конкурентов, а так же поверх традиций, чужих влияний, реальности и времени) даёт работам прекрасно выстроенную профессиональными дизайнерами и верстальщиками композицию, честные линии и правильные позы. Так и получается, что из враждебного лагеря красоты, псевдороскоши, гламура, фэшна и попсы Ольга берёт именно то, что в итоге кардинально отличает эти её работы от других.

Монтаж третьего глаза бесплатно (выставка Ольги Тээр

Стоит отдать должное сопутствующим текстам. Здесь, конечно, не обошлось без Википедии, которую для простоты изложения часто цитируют авторы, но и они сопровождаются чудными авторскими перлами (авторы, кстати, Ольга, Айрат и Александр Соболев) или хорошо подобранными эпиграфами: саркастичное «не жадничай, не скупердяйничай, покупай дома в кредит», рекламное «трансплантология на дому. Материалы заказчика» и «монтаж третьего глаза бесплатно» или внезапно остро политическое «Поели — можно и поспать, Поели — можно и поспать, Поели — можно и поспать. Бандерлоги, хорошо ли вам виден текст? Подойдите поближе, ещё ближе, ещё! Ну вот, поели — можно и поспать». Вообще, почти весь второй зал в свете декабрьских событий стал особенно актуален и ироничен, даже несмотря на то, что художник вне политики. Дело в том, что основной мотив представленных здесь блоков — врачебная тайна, а крутится всё вокруг пластической хирургии.


В общем, выставка «Весёлые картинки» — это не та Ольга Тээр, к которой мы все давно привыкли, и, с одной стороны, эта Ольга мне нравится больше, а с другой, я пока не понимаю чья это заслуга: её, дизайнеров модных журналов или тех мужчин, которые помогали ей создавать этот проект.
Страницы     ←  предыдущая     Ctrl     следующая  →
1 2 3 4 5