6 заметок с тегом

РСС

29 июля 2013, 0:19

Кто оценивает искусство

30 июля 1511 года родился Джорджо Вазари, живописец, архитектор и писатель. Вазари вместе со своими помощниками собрал 178 биографий художников Италии эпохи Возрождения с описанием некоторых их произведений. Они были напечатаны в 1550 году (в расширенном виде — в 1568 году), и называлась книга «Жизнеописания прославленных живописцев, скульпторов и архитекторов». Он был основоположником жанра, а потому его по праву можно назвать родоначальником современного искусствознания и к сочинению биографий подошёл уже во взрослом возрасте, имея опыт общения с художниками, меценатами и коллекционерами.

http://morrigami.com/pictures/allegory-of-geography.jpg

Тем не менее, при сочинении биографий он опирался не столько на архивные документы, сколько на расспросы свидетелей, легенды и предания. Вазари пытался беллетризовать жизнеописания, представить их как интересные рассказы, повысить или унизить авторов. Так, Вазари сообщил как факт сплетни о том, что Андреа дель Кастаньо из зависти убил своего учителя, что современники тут же приняли за чистую монету — его фрески закрасили, а имя вычеркнули. Кроме того, у Вазари всегда были властные покровители, и они тоже оказали влияния на его взгляд на художников своего времени.

Вазари был патриотом флорентийского искусства, поэтому на иностранных художников и вовсе не обращал внимания, приписывая некоторые их изобретения флорентийским мастерам.

В своих Жизнеописаниях он уделял внимание и своему таланту живописца и архитектора.

На нашем сайте вы можете узнать в чём загадка Моны Лизы, кто и как формирует арт-рынок, зачем покупать искусство и как понять его понять
space   Джорджо Вазари   мифы и легенды

25 февраля 2013, 16:01

Базель за Пикассо

Кроме ежегодной выставки часов, славному городу Базелю удалось создать ещё несколько традиций. В местном художественном музее есть отличная коллекция Пикассо, которая умудряется пополняться за счёт экспонирования полотен из частных коллекций и благодаря щедрым дарам этих самых коллекционеров. Передавать Пикассо принято именно в базельский художественный. Традицию поддерживал лично Пикассо, но первый камень заложили власти Базеля.

Базель за Пикассо
этюд к «Авиньонским девицам»

В апреле 1967 года утренние газеты оповестили мир об авиакатастрофе: разбился самолёт авиакомпании Air Global, на борту которого было 128 человек. Четверо выжили. Эта новость потрясла мировое арт-сообщество.

Председателем авиакомпании в те годы был Петер Грегори Штехелин, которому по наследству от Рудольфа Штехелина досталась внушительная коллекция произведений искусства. Столкнувшись с финансовыми трудностями авиакомпании, Петер принял решение распрощаться как минимум с несколькими экспонатами, большая часть которых висела на стенах Базельского художественного музея. Именно ему Петер и предложил приобрести «Колыбельную» Ван Гога. Однако музей побоялся идти на сделку — речь шла о миллионах. Тогда Петер продал картину за 3, 2 миллиона франков частному коллекционеру, который перепродал её через пару недель за 4,5 миллиона. Художественный музей не желал потерять таким образом всю коллекцию, поэтому Франц Мейер, директор кунстхалле, сделал фонду Штехелин предложение: музей покупает две картины Пикассо («Два брата» и «Сидящий Арлекин»), а коллекция остаётся на месте ещё 15 лет. Фонд назначил цену — 8,4 миллионов франков (экстраполируя на сегодняшний день — 30 млн франков). Предполагалось, что 6 из них заплатит город.

Базель за Пикассо

Картины были очень важны для города — они стали частью идентичности базельцев, привлекали сюда туристов, повышали экономику. Поэтому власти согласились, но необходимо было провести референдум. Конечно, большинство налогоплательщиков, наверное, не хотело, чтобы их деньги власти тратили на какого-то там Пикассо и какую-то там коллекцию искусства 1914 — 1930 годов. Тем не менее любители искусства во главе с Альфредом Лаупером устроили фестиваль попрошаек: урны с надписями «I like Picasso» были расставлены по всему городу, с той же надписью попрошайки прошлись по Базелю. Фестиваль привлёк внимание всего мира и пожертвования перестали быть частными. Например, 2 тысячи франков пожертвовал Базелю Биннингем, вложился Санкт-Галлен и мэр Цюриха. 1,5 миллиона в копилку добавили представители бизнес-элиты. В итоге во время фестиваля удалось собрать больше требуемых 2,4 миллионов. Кроме того, фестиваль повлиял и на исход референдума за судьбу тех 6 миллионов, что должны были выделить власти Базель. 17 декабря 1967 года за Пикассо проголосовало 32 тысячи 118 человек, против — 27 190.

Когда Пабло узнал, насколько сильно базельцы любят его картины, он решил подарить музею один из этюдов к «Авиньонским девицам» и одну из поздних работ, которую предстояло выбрать Францу Мейеру. Франц долго не мог определиться с выбором, а потому Пикассо подарил обе. Позже работы Пикассо передавали на длительное экспонирование или дарили и другие коллекционеры. Вроде как добрая традиция. Ещё одна добрая традиция — массовые паломничества туристов в Базельский художественный музей. В Новосибирске же, как мы помним, другие традиции
мифы и легенды   Пабло Пикассо   space

18 февраля 2013, 13:32

Быт определяет искусство

Дюшан в своё время рассуждал о роли общества и художника в становлении произведения искусства произведением искусства: художник создаёт произведение, а общество делает из него произведение искусства. Позже стало известно, что общественный вкус можно формировать, а потому роль отведённая Дюшаном обществу легла на другие плечи, но формула всё по-прежнему работает. Смысл её сводится к тому, что можно идти на поводу публики и выставлять проверенное искусство, а можно, как это было принято во времена всё того же Дюшана, уделять внимание современному искусству, сегодняшнему.

Быт определяет искусство

Дюшану повезло, что в его время кураторы определяли свою роль в том же самом процессе и роль разнообразных институций. Многие из них склонялись к тому, что именно они должны открывать новое, уделять внимания современности: «С самого начала в фокусе моего внимания была современность — и современность самая непосредственная, — потому что именно её я считал принципиально важной для развития искусства. Соответственно, я никогда не делал уступок вкусу публики, и в тех выставках, которые я организовывал, никогда не находилось места для вторичного искусства. При всём моём уважении к работе художника, искусство, в конце концов, должно двигаться вперёд!», — объяснял Йоханнес Кладдерс свою нелюбовь к разного рода ретроспективам.

Сегодня все мы можем сколько угодно зачитываться биографией Матисса, Сезанна или Пикассо, но вряд ли мы вспомним имя Альфреда Стиглица как человека, который открыл их консервативной Америке ещё до Armory Show-1913 в 69ом Оружейном полку. Вряд ли кто вспомнит, что сам Рузвельт (Теодор) во время того самого Show говорил о Матиссе: «Это не искусство!» А уж имя того куратора, что открыл миру Энди Уорхола ещё до того, как поп-арт с лёгкой подачи Лоуренса Эллоуэя стал «поп-артом», нам и вовсе никогда не вспомнить. К слову, и поп-арт сначала был «массовым популярным искусством», а не привычным нам «поп-артом», да и без привычных нам дефиниций.

В силу моего романтизма, мне кажется, что в те далёкие времена люди как будто понимали, что новое отличается от старого тем, что ещё не имеет названия и пока не имеет признания. Быт определяет сознание. Нет кочерги, нет и слова, её обозначающего. Потому Харольд Розенберг мог называть абстрактный экспрессионизм акционной живописью даже в 1952м, несмотря на то, что ещё в 46м Роберт Коатс в «New Yorker» позволил себе формулировку «он, несомненно, — один из самых бескомпромиссных представителей того, что некоторые люди называют каляко-маляковой школой живописи, а я более почтительно окрестил абстрактным экспрессионизмом».
space   мифы и легенды

30 января 2013, 0:27

Зачем слепому живопись?

Стивен Уинн, один из богатейших людей планеты, игорный и гостиничный магнат из Лас-Вегаса, с детства страдает пигментным ретинитом, что не мешает ему коллекционировать искусство. Ведь каждый уважающий себя миллиардер знает, искусство — это не просто статус или понты, а отличный способ инвестировать пару-тройку миллионов долларов, и что с помощью искусства можно бесконечно спекулировать.

Зачем слепой искусство коллекционировал?

История Стивена непроста. Его отец уже держал несколько гостинных для игры в бинго, но внезапно скончался, и Стивен стал управлять всем сам. Например, в 1996 году Стив за рекордные суммы приобрёл произведения Ван Гога, Гогена, Пикассо и др. Тогда он готовил к открытию прославившийся после в «Одиннадцать друзей Оушена» казино-отель Bellagio, и благодаря этим своим приобретениям заставил говорить об отеле ещё до его открытия. В галерее изящных искусств, расположенной в Bellagio, можно было не только смотреть все эти картины (коллекция время от времени пополнялась) за деньги, но и купить. Конечно, дороже той цены, которую за неё заплатил сам Стивен.

http://morrigami.com/pictures/Le_Reve_morrigami.com.jpg

В 2000 часть коллекции вместе с Bellagio за 4, 4 миллиарда долларов перекупили, а Стив собрал новую коллекцию и расположил её в новом отеле Wynn Las Vegas. Отель открылся 28 апреля 2005 года, в этот день Стивену исполнилось 63 года. Жемчужина коллекции Уинна — картина Пикассо «Le Rêve». Именно в её честь изначально и должен был называться отель.
space   мифы и легенды

17 января 2013, 15:42

1000 и одна разгадка загадки Моны Лизы

Распространённое мнение о том, что современное искусство как-то кардинально отличается своей бездарностью от искусства классического заставляет меня обратиться в историю мифов и легенд, которые создавались вокруг произведений для дальнейшей спекуляции. История эта стара и изначально использовалась для привлечение в церковь паломников — все они ломились то в один, то в другой храм за священными мощами, которые утверждались служителями церкви как подлинные. Продолжается история и сейчас, причём искусство не полностью перетянуло одеяло на себя, а лишь укрылось под уголком пододеяльника.

http://morrigami.com/pictures/Mona_Lisa_Louvre_morrigami.com.jpg

В 1864 году одержимый образом femme fatale, влиятельнейший критик Теофиль Готье утверждает, что улыбка Мона Лизы кажется ему, в силу собственной испорченности «мудрой, мягкой, преисполненной обещания. Её греховные, изогнутые улыбкой уста... насмехаются над зрителями с таким очарованием, грацией и превосходством, что мы робеем, словно школьники перед герцогиней.(...) Подавленные желания и отчаянные надежды борются друг с другом в светящейся тени. И ты обнаруживаешь, что твоя меланхолия берёт своё начало в том факте, что и три века назад Джоконда встречала твоё признание в любви с такой же презрительной улыбкой, что и сегодня».

Идею роковой женщины подхватили прерафаэлиты, которые, как считает герой «Шапито-шоу» Сергей Попов «не создали ничего своего, они только копировали Рафаэля», начался новый виток в истории искусства и новый виток в истории Моны Лизы: ещё в 1750 году Джоконды даже не было на выставке 110 лучших произведений из королевского собрания для привилегированной публики в Люксембурге. Она стоила всего 90 тысяч франков — без десяти тысяч две квартиры в хорошем районе Парижа. Но другие работы того же Леонардо стоили тогда 150, а то и все 600 тысяч франков.

На нашем сайте вы можете ознакомится со следующими инструкциями: как понять современное искусство, как своровать произведение искусства и как стать призёром европейского кинофестиваля
space   мифы и легенды
Страницы     ←  предыдущая     Ctrl     следующая  →
1 2