5 февраля 2013, 13:22

Тотальный диктант как наукоёмкий арт-объект

На этих выходных организаторы Тотального диктанта устроили Школу, куда съехались организаторы и филологи из 25 городов. Некоторые города собираются подключиться к акции впервые, а кто-то уже проводил диктант не раз. Так случилось, что в этом году я участвую в подготовке и проведении акции, потому мне удалось побывать в Школе. Однако этот пост я пишу не как координатор Тотального диктанта, а как организатор фестиваля наукоёмкого искусства «Яблоко Мёбиуса». Как оказалась, именно Тотальный диктант стал одним из самых удачных примеров взаимодействия науки и искусства.

Наукоёмкий диктант

Здесь, на Школе, филологи и организаторы преимущественно по отдельности обсуждали проблемы, с которыми могут столкнуться новички. Организаторов учили работать с прессой и информационными партнёрами, привлекать спонсоров и взаимодействовать с властью, а филологи разбирали спорные моменты и стремились усовершенствовать схему взаимодействия при проверке. На общих сборах все убеждали друг друга, что написать диктант на пятёрку — крайне сложно по ряду причин: во-первых, даже если вы получали сплошь пятёрки за диктанты в школе, те школьные диктанты были адаптированы под определённый набор правил, которые заранее закрепляются. Во-вторых, школьные диктанты — не авторский, а — опять же — адаптированный текст. Есть ещё несколько важных пунктов, но самый, на мой взгляд, важный — текст диктанта пишет современный писатель. Ныне живущий. То есть слышащий современную речь во всей её многогранности, читающий колонки, где мысли авторов растекаются по древу, пишущие эти колонки, ведущие блоги, сообщающие своим друзьям новости в фейсбуке, слышащие из маршруток блатняк с попсой, постигшие в той или иной мере олбанскей и прочие меметические эрративы. То есть использующие всё то, чего пытаются избежать редакторы и от чего желают отучить нас филологи.

Именно здесь начинается наукоёмкая часть акции: филологи, проверяя диктанты, находят огромное количество не отображённых ни в одном справочнике явлений. Что в свою очередь должно спровоцировать их на кучу филологических исследований в области современного языка, привести к написанию новых справочников, легализовать кучу необъяснимых ошибок, принять, наконец, факты, внести мемы в сборник афоризмов, почувствовать жизнь. Поставить вопрос перед учёными — один из критериев science-art. Таким образом, несомненно, работает любая искусствоведческая наука — сначала накапливается материал, а потом приходят учёные и начинают его анализировать. Только промежуток между этими двумя этапами традиционно чуть больше, ведь чтобы эпоху охарактеризовать, нужно, чтобы она закончилась. В случае с Тотальным диктантом времени дожидаться конца эпохи нет.

Диктант пройдёт 6 апреля в куче городов по всему миру. Скорее всего в вашем тоже, следите за анонсами
Заметки     ←      Ctrl     ***  →

Ваш комментарий